Краткая справка об этнографическом музее

 

 

Школьный музей открыт 15 февраля 2000 года. 15 января 2002 года получил статус этнографического музея.

 

Характеристика помещений, общая площадь помещений

            Этнографический музей размещается  в отдельном кабинете (№318) площадью 61 кв. м.  Под хранилище выделен кабинет площадью 19,9 кв. м.

            В музее имеются 12 шкафов и 4 парты, на которых размещены предметы старины. Чувашская национальная одежда чувашей представлена на 6 манекенах.

            Есть электрическое освещение, вентиляция, огнетушитель.

 

Наличие документации

            В феврале 2009 года этнографический музей прошел очередную паспортизацию (свидетельство №09-033 о присвоении звания «Музей образовательного учреждения» от 5.02.2009). Имеется паспорт этнографического музея.

    Со дня открытия музея ведется  «Книга отзывов и предложений».

    Работа музея осуществляется по плану.

 

Учет и хранение

Предметы старины, поступающие в фонды школьного этнографического музея, регистрируются в книге поступлений, где указываются:

  • дата поступления;
  • инвентарный номер;
  • полное наименование предмета;
  • место производства;
  • датировка; 
  • автор;
  • материал;
  • техника выполнения;
  • количество;
  • размер;
  • сохранность;
  • способ поступления (откуда поступил; где и кем найден или подарен);
  • описание экспоната.

Проведена шифровка экспонатов. Составлена картотека.

 

Экспонаты, поступающие на постоянное хранение в музей, подвергаются тщательной обработке, чистке. Предметы одежды, вышитые вещи стираются с учетом того, из какого материала они сделаны, сшиты, стараясь этим не испортить цвет и структуру ткани. Предметы одежды хранятся в сундуках и шкафах, проветриваются. Экспонаты предохранены от прямого попадания солнечных лучей. Условия хранения подлинных экспонатов в экспозиции и хранилище удовлетворительные.

Из фондов школьного этнографического музея 10 предметов старины были переданы на постоянное хранение в Чувашский национальный музей. Составлены акты передачи.

 

Оценка фонда музея

          В фондах этнографического музея насчитывается более 1000 подлинных предметов старины. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд музея.

          Требуют реставрации предметы утвари: деревянная посуда, женские рубахи, сурбаны. 

          Экспонаты, хранящиеся в фондах школьного музея, соответствуют выбранному профилю – этнографии.

 

Экспозиционная работа

Оформлена постоянная экспозиция, которая глубоко раскрывает жизнь и быт чувашского народа.

Экспонаты музея широко используются не только на уроках чувашского языка и культуры родного края, но и на республиканских, всероссийских  творческих конкурсах.

        Предметы старины систематизированы и сгруппированы  по следующим разделам:

  • Киреметище – место жертвоприношения.
  • Глиняная посуда.
  • Деревянная посуда и утварь.
  • Металлические изделия.
  • Средства передвижения,  упряжь.
  • Плетеные изделия.
  • Сельское хозяйство (зерновые культуры, с/х инвентарь).
  • Ткачество и ткацкие устройства.
  • Чувашская национальная одежда.
  • Чувашская вышивка.
  • Интерьер крестьянской избы.

Даны краткие описания разделов экспозиций.

 

Собирательская работа

С целью сбора предметов старины были  организованы этнографические экспедиции в некоторые районы республики, в ходе которых были выявлены уникальные экспонаты. 

Большой успех  в пополнении  музея новыми экспонатами приносила тщательная организация поисковой работы учащихся во время каникул. Заранее учащимся объяснялись цели и задачи предстоящей работы, проводились беседы о значении памятников истории  и культуры, об их роли в учебно-воспитательной работе.

 

Организация работы музея

При школьном музее создан Совет и актив музея, в их составе учителя, учащиеся и общественники.  

Работу школьного этнографического музея поддерживает администрация школы. Методическую помощь в оформлении, обновлении экспозиций оказывают научный консультант В.А.Минеева, сотрудники Чувашского национального музея.

 

Экскурсионно-массовая работа             

Культуроведческая тема интересна учащимся школы, особенно в связи с введением в образовательные программы разных уровней регионального компонента, освещение которого в музейной экспозиции имеет важный информационный, образовательный аспект. Образовательная деятельность музея ценна тем, что учащиеся во время уроков, экскурсий в школьном музее получают разнообразную информацию, рассказывающую об истории и культуре чувашского народа.

Юными экскурсоводами проводится экскурсионная работа: тематические и обзорные экскурсии.

Музей посетили учащиеся и учителя школ города и республики, студенты и преподаватели вузов республики,  деятели науки и искусства, представители многих регионов России, Финляндии, воспитанники ДОУ и др.

 

Общественно-полезная работа

Музей сотрудничает со школьными и государственными музеями, Чувашским республиканским институтом образования, Чувашским государственным институтом гуманитарных наук, Чувашским государственным университетом им. И.Н.Ульянова, Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я.Яковлева, Главным управлением МЧС Российской Федерации по Чувашской Республике.

Со дня открытия музея проводится просветительская, поисково-исследовательская работа. Проводятся обзорные экскурсии для родителей учащихся, жителей микрорайона.

 

Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Он призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики школы призваны обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям.

В системе образования России и Чувашской Республики краеведение стало традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся и прочно вошло в комплекс образовательно-воспитательных средств.

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.

ЦЕЛЬ:

духовное, нравственное, патриотическое воспитание молодежи посредством музейной работы.

В учебной и воспитательной работе решаются ЗАДАЧИ:

· воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, природе, трудолюбия;

· комплектование музейных фондов;

· пополнение фонда музея новыми экспонатами;

· создание тематической структуры и построение музейной экспозиции;

· хранение и изучение музейных коллекций;

· популяризация памятников материальной и духовной культуры;

· использование экспонатов музея в образовательном процессе;

· осуществление культурно-просветительской, экспозиционной, экскурсионной, методической работы;

· совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;

· сотрудничество с профессиональными музеями, организациями культуры и искусства, науки, краеведами в целях содействия развитию музейного дела;

· развитие детского самоуправления.

Основной признак любого музея, в том числе и школьного, – наличие фонда подлинных материалов, рассказывающих об истории и культуре народа.

В фонде этнографического музея насчитывается более 1000 подлинных предметов старины. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд музея. Создана постоянная экспозиция.

Музейные экспозиции широко используются в образовательном процессе и позволяют разнообразить формы проведения занятий по чувашскому языку, литературе, культуре родного края. Исключительно важное место в образовательном процессе занимают уроки, уроки-встречи, уроки-экскурсии, тематические экскурсии с использованием определенных музейных экспозиций.

Во время экскурсий, уроков-экскурсий «работают» многие экспонаты, имеющиеся в экспозиции музея. Например, для объяснения процесса уборки урожая, демонстрируются орудия труда, отображающие нелегкий труд хлебороба: серпы, цепи, вилы и т.д.

Привлекает внимание учащихся и гостей ткацкий стан, который занимает значительное место в экспозиции. Интересен упрощенный ткацкий станок, называемый «шарач станe», на котором промежуточные чуваши ткали пояса и разного рода тесьму. Экскурсоводами во время экскурсий демонстрируются ткачество холстов на ткацком стане, ткачество поясов на «шарач станe». Вызывает чувство восхищения плетение поясов на «дощечках». А руки ребят неудержимо тянутся к ним. При них рождаются произведения искусства – холст, разноцветные пояса.

Собрана богатая коллекция чувашской национальной одежды, женских головных уборов всех этнографических групп чувашей.

Предметом особого внимания является национальная вышивка. В фондах музея имеются украшенные вышивкой полотенца, сурбаны, масмаки, платки, фартуки… Красоту вышивкам придают не только оригинальные и талантливо выполненные рисунки, но и богатая расцветка, характерная для национальной вышивки. Древняя народная вышивка в настоящее время творчески обогатилась, появилось много элементов, что позволило вышивкам пережить их второе рождение. Неслучайно чувашская вышивка демонстрировалась на международных выставках.

Часть экспозиции посвящена крестьянскому жилью первой половины ХХ века. Небогат интерьер избы. Небольшой стол, скамья, старый стул, сундук. С потолка на стол льется тускловатый свет керосиновой лампы. Самое дорогое в этом доме ребенок. Он спит в зыбке.

Интересны предметы из бересты и лозы – плетеные кошели, чехлы для топоров, лапти и др. Задерживают взгляд посетителей ковши, украшенные резьбой. Ценной является нумизматическая коллекция.

С целью сбора предметов старины были организованы этнографические экспедиции в некоторые районы республики, в ходе которых были выявлены уникальные экспонаты.

Большой успех в пополнении музея новыми экспонатами приносила тщательная организация поисковой работы учащихся во время каникул. Заранее учащимся объяснялись цели и задачи предстоящей работы, проводились беседы о значении памятников истории и культуры, об их роли в учебно-воспитательной работе.

Пополнили фонды нашего музея жители деревень Шоркистры, Чубаево, Хоруй, Мало-Яниково Урмарского района, Чемеево Моргаушского района ЧР, Народный мастер Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Чувашской Республики Валентина Алексеевна Минеева, Народный художник Чувашской Республики Федор Прокофьевич Осипов и др.

Из фондов школьного этнографического музея 10 предметов старины были переданы на постоянное хранение в Чувашский национальный музей, из них два экспоната (деревянная кровать 1930-х г., приспособление для кручения ниток), выставлены в экспозиции Чувашского национального музея. Составлены акты передачи.

Этнографические материалы широко используются в учебно-воспитательном процессе. Бесценно значение музейных экспонатов в создании особого микроклимата на уроке, доброго настроя в душах воспитанников. Система целенаправленной работы этнографического музея позволяет педагогическому коллективу школы обновлять содержание образовательного процесса, шире использовать историю и культуру своего народа в духовно-нравственном, патриотическом воспитании школьников. Использование богатого этнографического материала способствует повышению эффективности и результативности учебного процесса по чувашскому языку, литературе и культуре родного края.

Экспонаты школьного этнографического музея используются не только на школьных, районных, городских творческих конкурсах, но и на республиканских, всероссийских, международных мероприятиях. Например, они были использованы для обновления экспозиции Музея пива (2004), на Всероссийском конкурсе «Чувашская красавица России-2006», на выставке «Народ в серебряном одеянии» (Рязанская область) и т.д. Красотой чувашского костюма из фондов нашего музея были поражены в Арабских Эмиратах.

На базе школьного музея проводятся районные, городские семинары учителей чувашского языка, культуры родного края. Темы семинаров: «Роль этнографического материала в обучении и воспитании учащихся на уроках чувашского языка и КРК», «Использование материалов этнографического музея в нравственно-эстетическом воспитании учащихся», «Школьный музей чувашской народной культуры в образовательном процессе» (2006, 2007, 2008, 2009).

В 2008-2009 учебном году на базе этнографического музея школы студией «Юность» (директор Н.В.Дмитров, оператор А.Гурьянов) сняты сюжеты для видео-приложения к учебному пособию «Родной край. 6-7 кл.». В съемках участвовали Александра Михайлова (7 кл.), Индира Тихонова (9 а). Диск «Родной край. 6-7 кл.» (DVD) рекомендован Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики в качестве учебного пособия.

Сегодня деятельность нашего школьного музея неотделима от краеведческого движения. Участие школьников в краеведческом движении позволяет сочетать учебно-воспитательные цели с общественно-полезной работой по изучению истории и культуры родного края, выявлению памятников истории и культуры. Огромна его роль в духовно-нравственном, патриотическом воспитании молодежи.

Этнографический музей дорог для школы. Молодому поколению он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков. Учащиеся школы уверены в том, что без знания прошлого нет будущего.

 

Дата последнего обновления страницы 15.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения